Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей любого возраста. 

       Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

 

На процесс адаптации ребенка влияют:

  • уровень психического и физического развития;

  • состояние здоровья;

  • степень закаленности;

  • сформированность навыков самообслуживания;

  • сформированность навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;

  • личностные особенности самого малыша;

  • уровень тревожности и личностные особенности родителей.

      Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций в нашем детском саду организована система  медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их  адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.

      В этой работе мы выделяем следующие направления:дети

  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации.

I  ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

 

    1. Первичный прием ребенка в ДОУ проводиться педиатром, психологом и воспитателем.

         При этом:

    2. Для облегчения адаптации осуществляется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю).

 

    3. Устанавливается индивидуальный щадящий режим посещения группы ребенком (начиная с 2 часов), с постепенным увеличением на 1–2 часа в день, в зависимости от поведения малыша.

            Наиболее эффективный режим привыкания:

     Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.

      Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. 

 

Условия, обеспечивающие успешное прохождение адаптации:

крохаII  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ

ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

  

      С целью осуществления контроля за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации на каждого малыша заводится «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется воспитателями и медицинскими работниками.

 

Критерии наблюдения за адаптацией детей:

      1  Оценка эмоционально-поведенческих реакций:

      После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога. Контроль проводит воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ).

 

     2.    Выявление пограничных нервно-психических расстройств, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи) с помощью анкетирования родителей.

 

     3.   Отслеживание динамики нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится психологом 1 раз в неделю).

 

     4.    Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.

 

     5.   Определение частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

 

     Старшая медицинская сестра ДОУ еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих

отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр.  

 

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ

 

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА РАННЕЕГО ВОЗРАСТА  В ДОУ

                                                                                                                                                             




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM