Работа по физическому воспитанию в учреждении ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой с использованием «Комплексной программы физического воспитания для ДОУ РС (Я)» под ред. С.И.Захарова.
Системная работа по физическому воспитанию включает:
- утреннюю гимнастику;
- физкультурные занятия с компонентом корригирующих упражнения
для профилактики плоскостопия, нарушений осанки;
- занятия в бассейне
- динамические паузы и физминутки;
- подвижные игры и упражнения на улице и в помещении (в холодный период года).
Кроме того, еженедельно проводятся два музыкальных занятия, связанных с движениями, ритмика, спортивный досуг или музыкальное развлечение, занятия в секции волейбола и баскетбола. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5—2 часов. Поскольку эта деятельность как бы «разорвана» и нагрузки просчитаны, дети не утомляются, а напротив, бодры и жизнерадостны.
Основные направления физкультурных мероприятий:
- тренировка сердечно-сосудистой системы и терморегуляционного аппарата;
- предупреждение гиподинамии, которая развивается при недостаточной двигательной деятельности;
- предупреждение проявления отрицательных эмоций.
Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая общую задачу укрепления здоровья, ставит тем не менее определенную цель.
Утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус.
На физкультурных занятиях детей обучают различным движениям, из которых затем составляются комплексы утренней гимнастики.
В яслях и младшей группе цель физкультурных занятий — доставить детям максимум удовольствия от движений, научить их ориентироваться в пространстве физкультурного зала и площадки, использовать снаряды по назначению, владеть приемами элементарной страховки. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию физических качеств, в первую очередь выносливости и силы.
Секция — это целостная тематическая программа обучения детей спортивным играм (баскетбол, волейбол).
Гимнастика после сна также помогает решить ряд проблем. Это в первую очередь воспитание привычки здорового образа жизни, самоорганизованности. В ее комплекс закладываются упражнения по профилактике нарушений осанки.
При таком количестве физкультурных мероприятий должно обеспечиваться максимальное их разнообразие, иначе детям станет неинтересно. Поэтому разработано много вариантов. В течение месяца каждый вариант повторяется не более двух раз, а то и вовсе не повторяется. Но, какие бы варианты ни были использованы, обязательная их составляющая — оздоровительный бег.
Осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом особенностей физического, психического и эмоционального состояния ребенка. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. С этой целью разработан и усовершенствован двигательный режим для воспитанников ДОУ.
В режим дня включены: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. Для решения оздоровительной, коррекционно-образовательной и воспитательной задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Все это помогает создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребенка, улучшению его работоспособности и закаленности, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания.
При составлении программ активного отдыха большое место отводится подвижным и спортивным играм, эстафетам. Разработано перспективное планирование Дней здоровья и спортивных досугов, Дней спортивного творчества. В учреждении проводятся консультации для педагогов и родителей по организации физкультурно-оздоровительной, двигательной деятельности ребенка в детском саду и дома.
Контроль физического развития детей проводится на основе мониторинга физического развития детей, который позволяет не только проанализировать динамику индивидуального развития ребенка, но и проследить обусловленность физического развития и динамику общего процента заболеваемости.
В ДОУ регулярно осуществляется медико-педагогический контроль, результаты которого находят свое отражение в схематическом и графическом анализе, в обсуждении результатов работы педагогов и индивидуальных особенностей развития ребенка на психолого-медико-педагогических консилиумах.
Для реализации задач по физическому воспитаню дошкольников в детском саду имеются необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными бумами и скамейками, дугами для подлезания, кубами для спрыгивания, мишенями, подвесными канатами, веревочными лестницами, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений.
В бассейне также имеется необходимый инвентарь и оборудование для обеспечения безопасности купания (шесты, спасательные круги, цветные поплавки, флажки) и пособия, предназначенные для наиболее эффективной организации занятий по обучению детей плаванию.