Малыш учится ставить перед собой цели и пытается достигать их. Для развития этого навыка старайтесь в каждом случае находить форму, в которой он может реализовать свои намерения и планы.
Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение - непрерывная череда волеизъявлений, которые выражаются в виде бесконечных "хочу - не хочу", "буду - не буду". Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Не случайно говорили в древней Индии: "До пяти лет ребенок - ваш царь. С пяти до десяти - ваш слуга. С десяти до пятнадцати - ваш брат, а после - ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали".
Часто так называемые "ужасные трехлетки" обязаны своей репутацией уловкам, построенным на слове "нет". "Ты хочешь пойти в магазин вместе с мамой?" - "Нет". "Мы сейчас поспим немножко?" - "Нет". Взрослые, задающие подобные вопросы, действительно хотят получить на них ответ, а дети чувствуют свою значительностью, отклоняя предложения взрослых, и именно от этого получают удовлетворение. Некоторые этим выводят из себя родителей и воспитателей, но причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении взрослых. Ваше требование должно выполняться независимо от мнения ребенка. Не вступайте с ним в конфронтацию - просто перехитрите его. Малыш не хочет уходить с игровой площадки. "Ты знаешь, что мы сейчас будем делать? Мы пойдем домой и будем:" Пока маленький упрямец поглощен разговором, вы уже дошли до подъезда. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.
Некоторые родители и педагоги буквально "вбивают" в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне "съеживаются", а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.
Не задавайте детям вопросов, на которые не хотите получить ответ. Не спрашивайте, хочет ли ребенок пойти с вами к врачу, пока не будете готовы принять его <нет> в качестве ответа. Просто сообщите ему, куда вы идете. Если же в этом посещении нет ничего привлекательного для ребенка, придумайте что-нибудь.
Итак, два принципа, как поладить с детьми:
Не принимать их слишком всерьез
Проводить свою линию независимо от их мнения и желания.
Дети данного возраста требуют уважения к себе, своим намерениям и воле. Их упрямство, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Различные качества - умней, умелый, добрый, храбрый - они теперь относят к себе, и для них очень важна положительная оценка взрослых.
Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Показывайте детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон, учите договариваться. Когда вам будет особенно тяжело, вспомните, что период кризиса закончится и малыш станет более миролюбивым и покладистым.
Как ни забавно это звучит, но в этом возрасте возможны конфликты из-за: "расхождения во взглядах". Одна девочка считает, что мишка, наблюдающий в детском саду за одеванием детей, может простудить голову от холодного стекла, и хочет убрать его в шкаф. Другая же настаивает, что он должен сидеть на своем месте и наблюдать за всеми детьми:
Трехлетний ребенок - неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о чем-то отвлеченном, чего он не может непосредственно наблюдать. Его мир существует "здесь и сейчас". Он активно исследует и познает то, что попадает ему на глаза и с чем можно практически манипулировать.
Планируя занятия, учитывайте потребность детей как-то практически действовать и их неспособность выслушивать длительные монологи.
Ребенок начинает гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может подолгу просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь тем, что у него это получается. Три-четыре года - наиболее благоприятный возраст для овладения навыками ручного труда. Не случайно в так называемых традиционных культурах детей именно с трех лет начинали учить пользоваться охотничьим ножом, управлять парусом и т.п.
Подробно и не спеша показывайте детям все этапы осуществления какого-либо действия, совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите малыша правильно мыть руки и вытирать их, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, он и в дальнейшем будет педантично придерживаться заведенного порядка.
Ребенок с удовольствием будет упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите его показать вам, как это надо делать, научить вас. Используйте этот прием для совершенствования тех навыков, которым вы обучаете малыша.
Если в два года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к трем годам он становится более критичным и более реально оценивает свои успехи. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с тем идеальным образом, который теперь ясно присутствует в его сознании, он начинает стремиться к совершенству. Поэтому малыш уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Показывайте детям, как можно улучшить их работу.
Непосредственный наблюдения - источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с малышом по городу, ходите на небольшие экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.