Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей любого возраста.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
На процесс адаптации ребенка влияют:
-
уровень психического и физического развития;
-
состояние здоровья;
-
степень закаленности;
-
сформированность навыков самообслуживания;
-
сформированность навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
-
личностные особенности самого малыша;
-
уровень тревожности и личностные особенности родителей.
Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций в нашем детском саду организована система медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.
В этой работе мы выделяем следующие направления:
- организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
- контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации.
I ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
1. Первичный прием ребенка в ДОУ проводиться педиатром, психологом и воспитателем.
При этом:
-
уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка;
-
назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия.
-
в приемной размещается стендовая информация «Облегчение адаптации ребенка к ДОУ»;
-
родителям вручаются индивидуальные памятки-рекомендации.
2. Для облегчения адаптации осуществляется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю).
3. Устанавливается индивидуальный щадящий режим посещения группы ребенком (начиная с 2 часов), с постепенным увеличением на 1–2 часа в день, в зависимости от поведения малыша.
Наиболее эффективный режим привыкания:
Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.
Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка.
Условия, обеспечивающие успешное прохождение адаптации:
-
наличие постоянных воспитателей;
-
формирующиеся группы обеспечиваются помощниками воспитателей;
-
исключение перевода ребенка в другую группу;
-
сохранение в период адаптации привычных стереотипов поведения (способы кормления, укладывания спать, присутствие домашних вещей(игрушка, кружка, горшок и т.п.);
-
категорический запрет на кормление и укладывание спать ребенка без его желания, а также на проведение непривычных для малыша процедур (полоскание горла, чистка зубов, закаливающие процедуры);
-
организация игровой деятельности ближе к взрослому, в стороне от детей;
-
способ общения взрослого с ребенкм "лицом к лицу";
-
частые тактильные контакты(прикосновения, поглаживания, обнимания);
-
проведение режимных моментов под музыкальное сопровождение(зарядка,физкультурное занятие, отход ко сну, подъем и.т.п.);
-
привлечение детей к рисованию;
-
обеспечение состояния теплового комфорта.
II МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
С целью осуществления контроля за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации на каждого малыша заводится «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется воспитателями и медицинскими работниками.
Критерии наблюдения за адаптацией детей:
1. Оценка эмоционально-поведенческих реакций:
-
снижение настроения,
-
социальные контакты,
-
игровая и познавательная деятельность,
-
выполнение дисциплинарных требований,
-
наличие агрессии, страха,
-
двигательная активность,
-
сон, аппетит.
После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога. Контроль проводит воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ).
2. Выявление пограничных нервно-психических расстройств, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи) с помощью анкетирования родителей.
3. Отслеживание динамики нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится психологом 1 раз в неделю).
4. Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.
5. Определение частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.
Старшая медицинская сестра ДОУ еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих
отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр.
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА РАННЕЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ
Комментарии
Оставьте комментарий