ДОРОЖНАЯ КАРТА
долгосрочного проекта о природоохранном социально-образовательном проекте
«Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
в МДОУ №18 №Улыбка» города Нерюнгри
на 2022-2023 учебный год
Автор проекта: И.В. Елистратова (воспитатель)
1. Актуальность проекта
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
3. Тип проекта: интегративный, информационно-практико-ориентированный, познавательный.
- по составу участников: групповой;
- по сроку реализации: долгосрочный.
4. Направление: формирование у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Предмет проекта: природное, познавательное, материальное, духовное богатство общества в процессе интересной и интеллектуальной деятельности.
5. Сроки проведения проекта
4.1. Проект проводится с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.
4.2. Проект проводится в 3 этапа.
1 этап - подготовительный – с 1 сентября по 31 октября 2022 г.
2 этап - основной – с 01 ноября 2020г. по 31 марта 2023 г.
3 этап – заключительный – 1 апреля по 31 мая 2023 г.
6. Участники проекта: воспитанники детского сада в возрасте от 2 до 8 лет, родители, педагоги.
7. Характеристики проектной работы
- ребенок является активным участником педагогического процесса;
- привлечение детей к занятиям должно быть без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности и учитывая небольшой социальный опыт;
- проект решает не учебные, а актуальные и жизненные проблемы, интересующие одного воспитанника или группу детей;
- продукт проекта должен быть социально и материально значимым;
- проектная деятельность на всех этапах детства предполагает командную работу, что позволяет детям понять, как взаимодействовать с родителями и воспитателями, кого привлекать в качестве подмоги.
8. Специфичность проектной и исследовательской деятельности
Задачи в младшем дошкольном возрасте
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (все участники проекта);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи в старшем дошкольном возрасте
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы (с помощью взрослого, а затем и самостоятельно);
- формирование умения применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания понимать и пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Младшим дошкольникам свойственно преимущественно наблюдение, а потому для них предпочтительны простые краткосрочные проекты, мини-проекты, которые осуществляются вместе с родителями или при их активном участии;
В среднем дошкольном возрасте дети более готовы к партнерским взаимоотношениям, потому они могут осуществлять среднесрочные проекты, раскрывающие интересующие их проблемы;
Старшие дошкольники могут лучше удерживать интерес, останавливаться, концентрироваться на конкретной задаче, а потому им подходят более продолжительные по времени проекты, которые они реализуют на позициях сотрудничества со взрослыми.
9. Условия реализации проекта
- наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей разнообразную деятельность детей;
- создание атмосферы доброжелательности и заботы по отношению к детям, формирующей у них чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие развивающих программ с учетом возрастных и личностных особенностей детей;
- использование в работе различных методов и приемов, игровых технологий, создания ситуаций, поисковой и исследовательской деятельности.
- организация свободной и образовательной деятельности детей с продуктами проекта;
- участие детей в интеллектуальных и творческих проектах и мероприятиях вне учреждения;
- активное взаимосотрудничество с родителями и другими педагогами, включая сетевое сообщество;
- необходимые документы:
1. информационная карта проекта;
2. создание продукта проекта;
3. отчет о реализации проекта;
4. отзывы о проекте и его эффективности.
- интегрирование проектной деятельности в образовательные области программы:
- социально-коммуникативное развитие - создание условий для взаимодействия ребенка и взрослого для достижения общей цели;
- познавательное развитие - развитие представления о многообразии мира предметов, явлений; расширение кругозора;
- речевое развитие - создание условий и побуждение к рассказыванию, описыванию и творческому высказыванию;
- художественно – эстетическое развитие - создание условий для формирования представления и творческого подхода к изготовлению простого предмета, экспозиции.
- физическое развитие – формирование основ здорового образа жизни и экологической культуры.
10. Принципы, лежащие в основе проекта
- принцип «от общего к частному»: всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;
- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений
- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность.
- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.
11. Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
12. Сроки и порядок реализации проекта:
1. Этап организационно-подготовительный (с 01 июня 2022г. по 31 августа 2022 г.)
Цель: выявление проблемы, создание нормативной базы проекта, исследование условий для реализации проекта, постановка цели.
2. Основной этап (с 01 сентября 2022 г. по 15 мая 2023 г.)
Цель: создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей всех участников проекта использование разнообразных форм в работе с родителями и воспитанниками.
3. Заключительный этап (с 15 мая 2023 г. по 31 мая 2023 г.)
Цель: обобщение результатов работы, анализирование и закрепление полученных знаний, рефлексия в виде обмена мнениями удовлетворенностью от участия в проекте.
Этапы реализации проекта
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственный |
Организационно-подготовительный этап |
Информационное оснащение проекта (информирование родителей и педагогов) |
июнь-август |
Руководитель проекта |
Разработка положения о проекте |
июнь |
Заместитель заведующего |
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье» |
август |
Руководитель проекта |
Создание страницы на сайте ДОУ «Проект «Эколята-дошколята» |
август |
Администратор сайта ДОУ |
Аллея Эколят-дошколят (см. приложение 1) |
июнь-август |
Педагоги ДОУ |
Экологическая тропа Эколят (см. приложение 2) |
июнь-август |
Руководитель проекта |
Природный зеленый островок Эколят в память о воинах погибших во время ВОВ (см. приложение 3) |
июнь-август |
Руководитель проекта |
Оформление наглядной информации на групповых стендах и в холле ДОУ (см. приложение 4) |
август |
Руководитель проекта |
Основной этап |
Акция «Посвящение в Эколята-дошколята»
(см. приложение 5) |
сентябрь |
Руководитель проекта |
Фотовыставка детей и родителей «Сохраним это чудо-просит нас Умница» (см. приложение 6) |
сентябрь |
Педагоги ДОУ |
Создание экологической игровой площадки в помещении и на участках (см. приложение 7) |
в течении года |
Педагоги ДОУ |
Акция «День журавля» |
9 сентября |
Педагоги ДОУ |
Акция «Эколята пишут письмо природе»
(см.приложение 8) |
октябрь |
Педагоги ДОУ |
Праздник «Встречаем осень (весну) с Эколятами»
(см. приложение 9) |
октябрь, март |
Педагоги ДОУ |
Проведение Уроков Эколят
(см. приложение 10) |
в течении года |
Педагоги ДОУ |
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» |
октябрь |
Руководитель проекта |
Акция «Всемирный день защиты животных» |
4 октября |
Педагоги ДОУ |
Праздник «Золотая осень эколят» |
октябрь |
Руководитель проекта |
Праздник «Природолюбия с эколятами-дошколятами»
(см. приложение 11) |
ноябрь |
Руководитель проекта |
Акция покормим зимующих птиц. Изготовление кормушек (см. приложение 12) |
декабрь, апрель |
Педагоги ДОУ |
Фестиваль Мастерская Деда Мороза «Сбережем ёлочку» |
декабрь |
Члены НМС |
Выставка рисунков «Природа-это сказка»
(см. приложение 13) |
январь |
Руководитель проекта |
Акция «Крышечки от Эколят-дошколят»
(см. приложение 14) |
февраль |
Педагоги ДОУ |
Акция Всемирный День воды |
март |
Педагоги ДОУ |
Акция «Цветы – улыбка природы» |
март |
Педагоги ДОУ |
Акция «День леса» |
март |
Педагоги ДОУ |
Выставка детского-родительского творчества «Природа- твой друг приди ей на помощь!» |
март |
Руководитель проекта |
Акция «Земля-наш общий дом» |
апрель |
Педагоги ДОУ |
Акция «Огород на окне» (см. приложение 15) |
апрель |
Педагоги ДОУ |
Экологическая олимпиада «Мир вокруг нас 5-6 лет» |
15 апреля |
Члены НМС |
Акция «День подснежника» |
18 мая |
Педагоги ДОУ |
Фестиваль рисунка на асфальте «Эколята дружат с природой» (см. приложение 16) |
июнь |
Педагоги ДОУ |
Посещение живого уголка ДОУ |
в течении года |
Педагоги ДОУ |
Тематические экскурсии детей с родителями «Природа и мы» |
июнь-сентябрь |
Педагоги ДОУ |
Заключительный этап |
Аналитическая справка по итогам проекта |
до 20 мая |
Руководитель проекта |
Мероприятия, посвященные дням действий в защиту малых рек и водоемов «Волшебные капельки Эколят»
(см. приложение 17) |
15-20 мая |
Педагоги ДОУ |
Размещение материалов о проведенных мероприятиях на сайте ДОУ |
в течении года |
Администратор сайта ДОУ |
Предоставление материалов о проведенных мероприятиях в программный комитет Всероссийского
природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» (текст и фотографии). |
в течении года |
Руководитель проекта |
13. Организация работы по проектной деятельности
1. Руководитель проекта:
- осуществляет общее руководство программной деятельностью по проекту, контроль над исполнением сроков проекта и своевременно предоставляет информацию;
- ведет переписку с третьими лицами по текущим вопросам деятельности по проекту;
- осуществляет анализ результатов программной деятельности, составляет промежуточный и итоговый отчет;
- осуществляет мониторинг деятельности по проекту;
- анализирует ход реализации проекта;
- отвечает за выработку и принятие решений по проекту;
- выполняет другие, предусмотренные проектом полномочия.
2. Воспитатели:
- помогает ребенку обнаруживать проблему или даже провоцирует ее возникновение;
- вызывает у детей интерес к деятельности в совместном проекте;
- учит детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий.
- продумывает возможные варианты социальной ситуации развития, и постоянно импровизирует.
- подталкивает к активному взаимодействию семьи и ДОУ, родителей воспитанников и организации социума.
- способствует процессу социализации личности, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.
3. Родители:
- участвует в тематических выставках поделок из природного материала;
- участвует в организации выставки рисунков о природе;
- помощь в создании предметно-пространственной среды по теме;
- участвует в экологических акциях и субботниках;
- участвует в изготовлении кормушек.
4. Специалисты ДОУ:
- музыкальные руководители - участие в экологических мероприятиях (праздники, развлечения).
- инструктор по физической культуре – участие в экологических мероприятиях (праздники, развлечения).
- педагог-психолог - предупреждение эмоциональных перегрузок детей, участие в экологических мероприятиях (праздники, развлечения).
- Учитель-дефектолог, учитель-логопед- участие в экологических мероприятиях (праздники, развлечения), познавательные беседы о животном мире, о взаимосвязях в природе, дает азы экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
14. Ресурсное обеспечение проекта:
14.1. Фонд методического кабинета:
- методические рекомендации по восприятию художественной литературы, развитию речи, расширению кругозора, исследовательской деятельности детей;
- библиотека: детский фонд русской литературы в электронном виде;
- видеотека: детских художественные фильмов, мультфильмов;
14.2. Материально-технические ресурсы:
- технические средства обучения: мультимедиа, использование видео - аудио учебных материалов.
- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации, книги);
- детская художественная литература;
14.3. Финансирование проводится с помощью ресурсов ДОУ и спонсорской помощи родителей.
15. Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы ДОУ и родителей (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Отсроченный результат: успешность и результативность воспитанника ДОУ в данной работе.
16. Прогнозируемые результаты:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
17. Выводы:
- Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, помочь повысить уровень художественного и речевого развития дошкольников, приумножить любовь к кино и книге не только у детей, но и у взрослых.
- Проект обогатит и разнообразит образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
- Позволит вырастить грамотное и всесторонне образованное поколение на благо Родины.
Приложение 1
На территории дошкольной образовательной организации может быть создана аллея или поляна Эколят, которые становятся площадками для проведения различных тематических мероприятий детей с Эколятами.
С целью создания аллеи или поляны Эколят будет объявлен конкурс среди групп с участием родителей.
Желательно, чтобы на данных территориях присутствовали образы сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы.
Приложение 2
Экотропа является одним из эффективных способов систематизации материала для проведения занятия с детьми на природе.
Экотропа – это маршрут прогулки по территории дошкольного учреждения или за его пределами (парк, лес, природный ландшафт), в процессе которой дети познакомятся с некоторыми моментами жизни природы.
Пройдя по экотропе, ребята смогут лучше увидеть и ещё больше узнать, как живёт и чувствует себя окружающая природа, у детей сформируется заботливое отношение к ней, появится желание сохранить и защитить конкретные природные объекты.
Каждый выход на экологическую тропу должен быть посвящен той или иной теме.
При разработке и описании экотропы особое внимание необходимо обратить на:
- видовой состав;
- возрастной диапазон растений;
- время распускания листьев, цветения, плодоношения, смену окраски листьев, особенности ухода за растением или овощем и т.д.
Остановки экотропы должны быть связаны с изменением видового состава природного объекта, его характерными особенностями.
Маршрут может меняться в зависимости от преследуемых целей.
Знакомство с объектами экотропы происходит постепенно.
После того, как воспитателем разработан (выбран) маршрут экотропы, ребята отправляются на прогулку.
Воспитатель просит детей присмотреться, прислушаться ко всем окружающим объектам, обратить внимание на интересные и неожиданные моменты и особенности, и наверняка они заметят то, чего не замечали раньше; узнают, что в жизни деревьев, кустарников, трав и цветов есть свои трудности, но они растут, преодолевая невзгоды, при этом создавая условия для жизни человека.
Во время прогулки воспитатель рассказывает ребятам о природе, встречающихся деревьях и кустарниках, травах и цветах, птицах и насекомых.
Используя элементы природы, воспитатель предлагает ребятам поиграть в различные игры.
Проходя по экологической тропе, ребенок должен познакомиться с представителями природы – деревьями, кустарниками, травами, цветами, ягодами, грибами, птицами, насекомыми, выполнить какое-то задание, чему-то научиться.
На остановочных пунктах дошкольнику не только рассказывается о представителях природы, обращается внимание на их особенности, но и говориться о том, как вести себя на природе, как любить, беречь и уважать природу, приходить ей на помощь.
В качестве иллюстративного материала во время остановок и беседы могут использоваться раздаточные и наглядные материалы, фотографии представителей природы.
Приложение 3
Цель создания «Островков» – способствовать дальнейшему развитию патриотического воспитания детей посредством формирования у ребенка экологической культуры и культуры природолюбия с повышением уровня знаний по истории Отечества и своей малой Родины.
На территории ДОУ необходимо совместно с детими и родителями создать природный «Островок памяти, мужества и славы Эколят» в память о воинах, погибших во время Великой отечественной войны, как своеобразный природный обелиск памяти.
Ландшафт «Островков» включает в себя участок территории, на котором будут посажены деревья, кустарники, цветы и созданы ландшафтные и архитектурные формы.
В ДОУ будет объявлен конкурс на создание проекта «Островка» между группами с участием родителей.
На территории «Островка» проводятся мероприятия в «День Победы».
Приложение 4
При создании уголков в группах обязательным условием является присутствие на стендах (в уголках) логотипа «Эколята» и образов всех сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы («Умницы», «Шалуна», «Тихони» и «Ёлочки»).
Экологические уголки группы могут включать рисунки и фотографии с элементами природы, а также текстовые материалы по тематике сохранения природы, животного и растительного мира.
В экспозицию уголка могут входить связанные с тематикой природы рисунки и поделки ребят (в том числе рисунки и поделки с образами сказочных героев Эколят), элементы икебаны, живые цветы и растения, элементы живого уголка (например, аквариум, клетки с птицами или животными).
В летний период уголки могут быть созданы и на улице-участке ДОУ.
Приложение 5
1. Разработка программы акции «Посвящение в Эколята-дошколята».
2. Произнесение «Клятвы Эколят – Молодых защитников Природы».
3. Вручение детям Свидетельства участника природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята».
4. Исполнение «Гимна Эколят».
Во время проведения мероприятия осуществляется оформление территории логотипом «Эколята», плакатами и поделками с образами сказочных героев Эколят. На мероприятии присутствуют сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые). В рамках Акции могут быть поведены экологические игры, конкурсы и викторины со сказочными героями Эколятами, выступления ребят.
Приложение 6
Участники фотовыставки должны представить фотографии о природе, которую как чудо необходимо сохранить вместе с Эколятами. На фотографиях могут быть представлены, как отдельные элементы Природы (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы, звери, птицы, насекомые, интересные композиции из веток, листьев, шишек), так и природные ландшафты (лес, поляна, луг, речка, озеро).
Фотографии о природе могут быть сделаны в любом месте, как на территории детского сада, так и за его пределами.
Цель: с помощью фотографии способствовать развитию деятельности по формированию у подрастающего поколения культуры природолюбия, нравственной культуры и духовного богатства, что, в свою очередь, будет содействовать сохранению окружающей нас Природы, ее животного и растительного мира.
Задачи:
- использовать фотографию о Природе в качестве одного из воспитательных и познавательных инструментариев учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- используя фотографию о Природе, способствовать формированию у ребенка культуры природолюбия, его духовной и нравственной культуры;
- с помощью фотографии закрепить положительный опыт общения ребенка с Природой.
Приложение 7
В помещении и на улице создаются игровые площадки Эколят, где ребята играют в игры по природоохранной тематике, формирующие культуру природолюбия, позволяющие в игре обучить ребенка правилам грамотного и культурного поведения на природе. Известные ребятам игры трансформируются под природоохранную тематику. Например, игра «Съедобное – несъедобное», в которой ведущий бросает мяч и называет что-то съедобное, то кому бросают, должен поймать мяч. А если называется несъедобное, то мяч надо отбросить. В нашем случае все, что делается для сохранения природы, надо поймать (например, не разводить костров в лесу, не поджигать траву, не рвать цветы, не разрушать гнезда, не шуметь в лесу и т.д.), а что делается против сохранения природы – отбросить (например, ломать ветки кустарников и деревьев, поджигать весной сухую траву, топтать несъедобные грибы, которыми питаются зверюшки и птицы, оставлять мусор в лесу, ловить и пугать птиц, засорять водоемы, ловить бабочек, разорять муравейники и т.д.). Желательно присутствие на площадках образов сказочных героев Эколят.
Приложение 8
Задача Акции написать письмо Природе от сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы. Ребята представляют, что они Эколята, которые должны написать письмо Природе. Каждый ребенок или группа пишет свое письмо. Возможно написание письма вместе с родителями. По окончании Акции письма могут зачитываться и с ними могут ознакомиться дети и родители. Письма могут быть представлены на стенде «Эколята пишут письмо Природе».
Приложение 9
Праздник «Эколята – друзья и защитники природы!» может проводиться весной и осенью, как в помещении, так и на улице.
В проведении мероприятия могут принимать участие, как дети, так и родители.
Обязательным условием проведения мероприятий является присутствие Эколят (ребята или взрослые в костюмах Эколят) и образов сказочных героев Эколят в оформлении помещения (аудитории).
Программа праздника может включать проведение по тематике Проекта «Урока Эколят», мастер-классов, конкурсов, викторин Эколят, выставки добрых дел Эколят или поделок с образами Эколят, осуществление игровых программ, посадку деревьев, кустарников и цветов, выступление сказочных героев Эколят – друзей и защитников Природы – Умницы, Шалуна, Тихони и Ёлочки (одетые в костюмы героев дети или взрослые), природоохранную или экологическую акцию, тематические мероприятия на экологической тропе, вручение наград победителям природоохранных и экологических конкурсов, проведение конкурса рисунка на асфальте «Эколята – друзья и защитники Природы!», концертную программу, выступление ребят, проведение эстафеты или шествия Эколят и другие мероприятия.
Приложение 10
Проведение Уроков Эколят по темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»
Основная цель Уроков – приобщить детей к миру природы, научить их любить природу и окружающий мир, привить детям понимание универсальной ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и беречь природу, помогать ей.
Уроки предполагают решение следующих задач:
- учить воспринимать природу как своего друга и заботиться о нём, формировать умение и желание беречь и охранять природу;
- закладывать основы естественно-научного мышления;
- знакомить детей с природой, расширять понятия ребёнка о природе;
- формировать представление детей о значении природы в жизни людей, для развития и существования человека;
- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;
- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
Беседы (занятия) должны быть построены как диалоги сказочных героев Эколят – друзей и защитников природы с ребятами, повествование о приключениях и делах маленьких героев, забавных и поучительных ситуациях, в которые они попадают.
В начале занятий, прежде всего, необходимо обсудить с детьми, что такое природа, её роль в жизни и деятельности человека.
Важным также в начале занятий является рассмотрение понятия «природолюбие».
Здесь необходимо узнать, как ребёнок сам понимает это слово, что, по его мнению, вкладывается в это понятие. А также спросить, зачем нужно изучать «природолюбие»?
Последующие беседы (занятия) могут быть посвящены темам, помогающим шаг за шагом сформировать у ребёнка культуру природолюбия и экологическую культуру, научить его дружить с природой, охранять её, заботиться о братьях наших меньших, приходить на помощь в трудную минуту обитателям леса, трудиться на благо природы, быть добрым, честным, внимательным и вежливым к природе.
Темы занятий:
«Природа – твой друг! Приди с Эколятами ему на помощь!»,
«Наши четвероногие друзья»,
«Сделаем чистыми берега наших рек»,
«Маленькие батарейки – большая опасность для нас и Природы»,
«Пусть дерево станет твоим другом» «Природа вокруг нас»;
«Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
«Времена года»;
«Время суток»;
«Животные и растения»;
«Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
«Человек не может жить без Природы»;
«В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
«Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»
«Помоги Природе, помоги своему другу!»
«Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
«Сохрани Природу от пожара»;
«Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
«Природолюбие – учебник нашей жизни» и другие темы.
Урок должен проходить в виде игр, выполнения различных заданий по природоохранной и экологической тематике, ответов на вопросы ведущего, диалога с аудиторией и работы с призовыми карточками.
Призовые карточки можно изготовить самостоятельно из любого материала с изображением сказочных героев Эколят – друзей и защитников природы.
Приложение 11
Праздник «Природолюбия с эколятами– дошколятами» проводится с целью изучения и закрепления правил поведения на природе и должен проходить в игровой форме с вопросами, заданиями, элементами игры.
Необходимо ознакомить ребенка с теми правилами поведения на природе, которые он должен обязательно выполнять (что он должен делать и как он должен себя вести на природе), чтобы сохранить природу, а что ему нельзя делать, так как это вредит природе и губит ее. Взрослый должен привести пример к каждому правилу, рассказать, что произойдет, если выполнять его мы не будем.
- Повесь кормушку и покорми птиц зимой. Ведь им зимой холодно и голодно.
- Устрой птицам праздник: воробушкам насыпь зёрнышек, а синичкам нежареных сырых семечек и привяжи кусочек несолёного сала.
- Никогда не рви в лесу цветов, а просто ими любуйся.
- Никогда не поджигай весной сухую траву, тем самым спаси растения и насекомых. При поджоге травы выгорают её корни, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе перестаёт расти. От огня погибают многие насекомые, их куколки, гнёзда шмелей и птиц.
- Никогда не разводи в лесу костров, он может стать причиной пожара, а место под костром не зарастает 5 – 7 лет!
- Не оставляй мусор на природе, а забирай его с собой. Газеты будут лежать в земле 4 месяца, жестяная банка – до 90 лет, полиэтиленовый пакет – 70-80 лет, пластиковые бутылки – более 100 лет, а стекло более 1000 лет! Поэтому никогда не оставляйте в лесу, парке, на поляне, берегу реки или озера ваш мусор. И никогда не выбрасывайте мусор в водоёмы.
- Не кричи в лесу и не включай громко музыку, чтобы не пугать зверей и птиц. Звери и птицы боятся громких звуков и крика.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников. Когда ломаешь ветки, деревьям и кустарникам больно!
- Не разрушай птичьи гнёзда.
- Ходи в лесу осторожно, чтобы не помять цветы и траву.
- Посади дерево или кустарник.
- Попробуй освободить маленькое дерево из-под упасшего на него большого дерева.
- Покорми на озере уток.
- Не разрушай гнёзда шмелей.
- Не рви листья на деревьях и кустарниках, а собирай для гербария опавшие листья.
- Повесь скворечник и в нем поселится семейка скворцов.
- Никогда не бери выпавшего из гнезда птенчика к себе домой. У тебя он не выживет, а для мамы будет горе! Она сама о нем позаботится. А некоторые птицы, если человек возьмёт в руки их птенчиков, улетают от них навсегда, оставляя гнёзда.
- Никогда не рви первоцветы, которые занесены в Красную книгу.
- Не лови бабочек, кузнечиков и жучков. Этого делать не надо! Они в неволе погибнут, а вот в лесу они будут приносить большую пользу.
- Никогда не подходи близко к гнезду птицы и не трогай в нем яйца. Некоторые птицы, поле того, как ты потрогал руками яички, или даже близко подошёл к гнезду, покидают насиженное место навсегда.
- Не бросай на траву фантики от конфет и другой мусор.
- Не оставляй костёр без присмотра, чтобы не произошёл пожар! Огонь мгновенно распространяется в листве и сухой траве. Уследить за огнём очень сложно. Трудно потушить пламя огня ежесекундно расползающегося и перебрасывающегося с одной травинки на другую.
- Не забывай полить цветы.
- Не пугай птиц.
- Не разоряй муравейник, не ломай домик великих тружеников. В нем есть всё, что нужно для жизни многочисленной муравьиной семьи: спальни, чуланчики, детские, коридоры.
- Не забудь покормить домашних животных и рыбок.
- Не сбивай в лесу мухоморы и не срывай несъедобные грибы, такими грибами питаются звери и птицы. Это для них еда.
- Не лови лягушек и жаб.
- Никогда не лови маленького ёжика, чтобы взять его домой. Не бери ёжика, не делай больно его маме. Сначала ежата крохотные, беспомощные, слепые, с мягкими белесыми иголками. Ежиха всё лето будет заботиться о них, выкармливать молоком. Первое время наши малыши будут жить в гнезде вместе с мамой. А потом, поздно осенью, ежата покинут дом, начнут жить самостоятельно.
- Не режь кору на деревьях. Дереву будет больно. Кора защищает дерево от вредных насекомых, а также резких перепадов температуры.
- Не бегай в лесу с собакой, она громко лает и может напугать его обитателей.
- Сортируй бытовые отходы и сдавай вторсырье в переработку.
- Экономь водопроводную воду.
- Не выбрасывай батарейки вместе с обычным мусором в ведро. Этого делать нельзя! Это опасные отходы, которые необходимо собирать только в специальные контейнеры для раздельного сбора мусора.
- Береги водоемы от загрязнений.
- Нельзя срубать елку под Новый год в лесу, парке или на улице, а также нельзя ломать её красивые ветки. Надо спасти ей жизнь. Живые ёлки надо покупать только на специальных новогодних ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают.
Приложение 12
Акция проводится с целью расширения знаний у воспитанников о зимующих птицах, воспитания бережного отношения к птицам, привития детям практических навыков оказания помощи зимующим птицам.
Акция может проводиться с участием детей и родителей.
Нужно рассказать ребятам, что зима – трудное время года для пернатых. Холод заставил спрятаться всех насекомых, лишь некоторые деревья сохранили плоды, да на крупных сорняках, торчащих из-под снега, можно найти семена. Многие люди стремятся помочь пернатым соседям пережить этот трудный период, устраивая подкормочные площадки и кормушки.
Приложение 13
Задача экспозиции «Природа – это сказка» показать красоту, нежность, многообразие и неповторимость Природы. На рисунках должны присутствовать сказочные герои Эколята.
Приложение 14
В настоящее время проблеме раздельного сбора мусора в нашей стране уделяется большое внимание.
Для того, чтобы у ребенка появилось желание сортировать мусор, нужно воспитывать в детях чувство ответственности, неравнодушие и любовь к природе с самого раннего детства.
Осуществление деятельности по раздельному сбору мусора способствует формированию у детей экологической культуры.
Необходимо провести занятия, на которых научить детей раздельному сбору мусора, объяснить ребятам всю важность переработки вторичного сырья и опасность загрязнения нашей планеты.
В детском саду будет организован пункт по сбору пластиковых крышечек. К участию в мероприятиях приглашаются родители. Собранный материал будет использован для изготовления поделок и атрибутов к играм.
Приложение 15
На территории или в группе ДОУ может быть создан «Огород Эколят», на котором детьми выращиваются различные овощи. Ребята участвуют в процессе посадки овощей, поливают огород, пропалывают траву, собирают урожай.
Детям рассказывают об овощах, посаженных на огороде, обращают внимание на их полезность для человека.
Приложение 16
В фестивале рисунка на асфальте участвуют все воспитанники ДОУ.
Задача фестиваля изобразить, как Эколята дружат с Природой, помогают Природе, заботятся о Природе, приходят на помощь Природе, помогают братьям нашим меньшим.
На рисунке обязательно должны присутствовать сказочные герои Эколята – друзья и защитники Природы.
Приложение 17
Мероприятия должны проводиться с привязкой к сказочным героям Эколятам, которые стараются вместе с ребятами убирать берега рек и экономить воду.