Позор неумейке...

                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

Позор неумейке...или к помочь малышу овладеть навыками    

                               самообслуживания                                                 

 

  

    Готовность и решимость осваивать навыки самообслуживания большинство детей демонстрируют где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с доходчивым названием «Я сам». Большинству малышей в этом возрасте еще не хватает ловкости, а смотреть на их труды - тяжелое испытание. И потому некоторые родители не выдерживают - откладывают обучение навыкам самообслуживания и гигиены на некоторое время.

   Но это неправильно. Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное - желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять-то лет чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют!фото

Итак, давайте будет учиться вовремя и вместе. Дети - элементарным навыкам самообслуживания. Мы - последовательности, методичности и терпению.

 

Моем руки с мылом
   Когда начинать приучать малыша мыть руки? Между полутора и двумя годами, то есть как только вы сможете убедить ребенка не тянуть мыло в рот, не пробовать его на вкус!

 

            Осторожней с критикой!

  • Если ваша дочь надела куртку вверх ногами, так, что капюшон свисает к полу, не говорите ей: «Ну посмотри, как ты одела куртку», - а скажите: «Смотри, какая глупая курточка, перевернулась вверх ногами! Давай ее перевернем обратно!»

  • Если сын ковыляет в башмаках не на ту ногу, не ругайте за то, что он все перепугал. Обратите внимание ребенка на то, что ботинки поссорились и не смотрят друг на друга. Предложите помирить их.

  • Если узор на кофте или свитере, который должен быть спереди, оказался сзади... Возможно, этот факт и вовсе не заслуживает внимания?! Ведь ваш малыш сам, без всякой помощи, надел этот самый свитер! Если вам с ребенком нужно куда-то идти, найдите способ переодеть одежду как положено, не акцентируя на этом внимание, или заменить на другую.

  • Если дочь не может соединить половинки разъемной молнии, не говорите: «Дай я сделаю». Скажите: «Я знаю, это самое трудное. Давай я начну, а дальше ты сама».

Процедуру следует разделить на этапы. Так ребенку будет легче запомнить:

·         подставляем скамеечку, встаем на нее;

·         закатываем рукава;

·         открываем краны холодной и горячей воды;

·         берем мыло;

·         прежде чем положить на место мыло, его нужно сполоснуть;

·         грязные места рук можно потереть щеткой;

·         щетку тоже нужно сполоснуть;

·         руки моем, пока не начнут «пищать»;

·         закрываем сначала кран воды горячей, потом холодной;

·         вытираем руки досуха.

   Следите, чтобы малыш ничего не пропустил. Помогайте вначале в трудных этапах - скажем, вычистить грязь из-под ногтей или вытереть насухо тыльную сторону рук. Проделывать всю процедуру с начала до конца самостоятельно чадо выучится не скоро. Да и потом вам придется время от времени контролировать процесс, результат - особенно.

 

«... и зубной порошок»
   Освоить навык чистки зубов следует между полутора и двумя годами. Но, несмотря на то, что вы начнете так рано, большинству детей необходима помощь лет до пяти-шести и контроль до семи-восьмилетнего возраста. Приступим?

·         Позвольте ребенку самому выбрать свою первую зубную щетку во время совместного похода в магазин. Отправляйтесь за ней специально и, вообще, сделайте из этого важное событие.

·         Заранее дайте малышу возможность, причем регулярную, наблюдать за старшими членами семьи, когда они чистят зубы. Пусть родственники делают это так, чтобы кроха захотел попробовать сделать это тоже.

·         Сначала почистите ребенку зубы сами - пусть он запомнит ощущения, движения. Делайте это перед большим зеркалом, так, чтоб чадо видело, что происходит.

·         Вообще, первые уроки чистки зубов лучше проводить мокрой щеткой без пасты. При этом щетка должна быть мягкой, жесткая может вызвать болезненные ощущения в деснах и отбить у ребенка охоту учиться дальше.

·         Теперь сам процесс. Вложите щетку в руку малыша, обхватите руку своей и начинайте вместе. Сначала вверх-вниз. Потом из стороны в сторону. Затем прополоскать рот и выплюнуть воду. Большинство детей находят процедуру увлекательной и забавной. Постарайтесь не разрушить это отношение.

·         Научите малыша полоскать рот. Пока ребенок не научится выплевывать всю воду не глотая, не давайте ему пользоваться зубной пастой.

 

«И сейчас же брюки, брюки...»
   Как правило, к одеванию без помощи мамы дети проявляют интерес ближе к двум годам, но почти все нуждаются в поддержке родителей, по крайней мере лет до трех. А особенно сложные процедуры, например завязывание шнурков, придется отложить еще на годик.

 

Как научить малыша одеваться?

·         Сначала пусть «помогает» вам одевать себя: поднимает или вытягивает руки, сунет ногу в брючину, «поможет вам разобраться», что надевать сначала, что потом.

·         Поиграйте в прятки. Одежда закрыла лицо: где же наш малыш? Вот он! Голова вылезает из горловины. Эта нехитрая игра позволяет внести веселье в неприятную процедуру натягивания свитеров и футболок через голову.

·         Придумайте игры сами: вот змея заползает в нору, вот поезд идет через тоннель. В процессе игры ребенок сможет незаметно перехватить инициативу, почувствует желание одеваться самостоятельно.

·         Покупайте удобную одежду, не создающую излишних трудностей при одевании. Избегайте свитеров с тесным воротом, выбирайте штанишки и юбки на резинке, а не на пуговицах.

·         Девочкам хорошо помогают игры с одеванием кукол. Просунуть кукольную руку в рукав бывает на первых порах намного проще, чем собственную. Мальчик тоже может одеть любимого медведя в свои младенческие распашонки и ползунки.

·         Разобраться, куда просовывать голову, руки и ноги, задача непростая. Она требует времени. Большинство детей быстро осваивают технику одевания. На первых порах раскладывайте и давайте ребенку вещи в «готовом» виде. У колготок можно скатать немного верхнюю часть, чтобы стали видны отвер- стия для ног. Свитеры и футболки кладут перед ребенком передом вниз, отогнув немного спинку.

·         Оставляйте на одевание достаточно времени: невозможно учиться серьезному делу в спешке. Поэтому нет смысла затевать самостоятельное одевание утром, когда вы спешите на работу. Ребенку необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать удовлетворение и гордость. А вам необходимо спокойствие, чтобы это ему позволить и без раздражения помочь

 

Осваиваем пуговицы и молнии
   Застегивать одежду самостоятельно можно учить ребенка между двумя и тремя годами. Правда, разъемую молнию вам придется еще довольно долго вставлять в исходную позицию самим. Начнем.

·         Правильно выберите пуговицы. Те, на которых ребенок учится застегивать одежду, должны быть размером хотя бы с металлический рубль или жетон для таксофона. Петли - достаточно большие, чтобы пуговица легко проскальзывала в них. Если у молнии нет никакого приспособления, облегчающего застегивание, сделайте его сами. Для этого пропустите в отверстие замка кусочек веревки или кольцо для ключей. Потом покажите, как вы соединяете концы молнии, и придержите внизу, пока ребенок будет тянуть за колечко кверху.

·         Застегивайте друг друга. Справляться с чужими пуговицами и молниями значительно легче, чем с собственными. Поэтому для начала позвольте ребенку тренироваться на вас.

 

Надеваем ботинки
   Уже годовалый малыш может «помогать» вам, вставляя правильно ногу в ботинок. А вот учиться обуваться самостоятельно он начнет лишь после двух или даже ближе к трем годам. Шнурки лучше оставить на потом: детям удается завязать их как следует только годам к пяти. А потому, если есть такая возможность, покупайте обувь на липучках. Справляться с такой застежкой ребенок может даже раньше, чем научится обуваться.

·         Научите кроху различать, где правый ботинок, где левый.

·         «Раскрывайте» обувь как можно шире, расшнуровывайте «по максимуму», чтобы ступня легко входила внутрь.

·         Не забывайте хвалить ребенка, успешно преодолевшего хотя бы один из этапов.

·         Показывайте маленькому человеку, как вдеваются и завязываются шнурки. Если даже он пока не сможет воспроизвести эти действия, то по крайней мере увидит и поймет.

·         Большие шнурки удобнее, так что для упражнения можете дать ребенку ваши кроссовки или ботинки.      

                                 

Дата последнего обновления страницы 05.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения