Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, как он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. Логически выяснение подробностей своей биографии приводит к вопросу: "Откуда я взялся?" Именно в этом возрасте разумно планировать работу по знакомству ребенка с его семейным (генеалогическим) деревом, строить представление о его родителях.
Отвечая на вопрос "откуда я?", помните, что пятилетний ребенок спрашивает вас не о зачатии, развитии и рождении его физического тела, а именно о "Я". Рассказывайте детям о циклах жизни в мире живой природы.
Именно в этом возрасте у некоторых возникает вопрос о том, что значит умереть, и появляется страх смерти. Многие дети боятся не столько того, что они сами могут умереть, сколько смерти родителей. Некоторые живо представляют себе погребение, их пугает, что человека закапывают в землю и т.д. Как мы видим, детей волнуют важнейшие вопросы жизни. Однако в отличие от непосредственных трехлеток они уже умеют сдерживать свои чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им очень нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие их темы. Делать это следует в спокойной обстановке и наедине. Выделяйте время для того, чтобы выслушать ребенка, поговорить с ним "о жизни".
Пятилетний возраст - время идентификации со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики - мужчин. Это подходящий период для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда: мальчик с удовольствием будет помогать папе в гараже, девочка - маме на кухне. Отметим, что раньше дети после пяти лет нередко оставались дома следить за младшими братьями и сестрами и рассматривались родителями уже как помощники по хозяйству.
Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы мамы и бабушки, а также воспитательницы видели и подчеркивали их мужское начало, видели в них опору, защитников и помощников. Девочки нуждаются во внимании и заботе, похвале со стороны отцов и дедушек, а также педагогов-мужчин.
В День защитников Отечества и 8 Марта продумайте, как отметить прежде всего именно детей. Во многих странах существуют праздник мальчиков и праздник девочек.
Современная психологическая наука утверждает, что и мальчики, и девочки нуждаются в том, чтобы в детстве проигрывать разные роли. Мальчики могут принимать участие в играх в дочки-матери, а девочки - в мальчишеских вооруженных выступлениях. К этом детей провоцируют и фильмы, в которых женщина-суперагент - частый герой. Этология - наука о поведении животных - констатирует, что детеныши многих животных в играх исполняют роли как своего, так и противоположного пола.
Пятилетние дети чувствуют себя совершенно взрослыми - а иногда уже очень давно живущими, все познавшими и понявшими, мудрыми и немного усталыми людьми.
Они влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Для пятилетнего мальчика, как для настоящего мужчины, возраст избранницы не имеет никакого значения, и ею вполне может оказаться воспитательница. При этом дети очень ранимы и чувствительны, поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно.
Девочка может сильно влюбиться в друга своего отца или в соседа-старшеклассника. Испытываемые терзания, желание видеть объект симпатий, общаться с ним, обидчивость сравнимы с силой первой влюбленности у подростков.
Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочки - наоборот. Это порождает агрессивные выпады, предложения о разводе родителей и т.п. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют, когда ими пытаются манипулировать, и хоть пока и не проявляют открытого протеста, внутренне отгораживаются от такого человека. Они ставят под вопрос отношение к себе даже со стороны своих родителей: действительно ли они меня любят? В пять лет появляется критичность в оценке ребенком взрослого.
В ходе наблюдений за окружающей жизнью, слушая сказки, смотря фильмы, дети активно строят образ себя в будущем. Содержание этого образа у современных детей специфично. Они зачастую не имеют представления о том, чем будут заниматься. А фиксируют то, что они будут иметь: дом, машину, собаку, девочки - наряды. Необходимо говорить с детьми об их планах, больше слушать, чем давать рекомендации.
Становятся видны склонности и интересы ребенка. Сверстники становятся все более значимы для него. Психологическую поддержку ребенок теперь может получить не только от взрослого, но и от друга. Впереди начало нового ответственного этапа в жизни ребенка: скоро он пойдет в школу.