Вопросы детской адаптации

                                                                                                                                

 

 

 

 

 

                                                                                 

                                           

Вопросы детской адаптации

 

     

                       фото                             

 

 фото                          

  

фото                        

      

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптационный период - серьезное испытание для малышей любого возраста. 

       Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

 

На процесс адаптации ребенка влияют:

  • уровень психического и физического развития;

  • состояние здоровья;

  • степень закаленности;

  • сформированность навыков самообслуживания;

  • сформированность навыков коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;

  • личностные особенности самого малыша;

  • уровень тревожности и личностные особенности родителей.

      Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций в нашем детском саду организована система  медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их  адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении.

      В этой работе мы выделяем следующие направления:дети

  • организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
  • контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации.

I  ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

 

    1. Первичный прием ребенка в ДОУ проводиться педиатром, психологом и воспитателем.

         При этом:

  • уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка;

  • назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия.

  • в приемной  размещается стендовая информация «Облегчение адаптации ребенка к ДОУ»;

  • родителям вручаются  индивидуальные памятки-рекомендации.

    2. Для облегчения адаптации осуществляется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю).

 

    3. Устанавливается индивидуальный щадящий режим посещения группы ребенком (начиная с 2 часов), с постепенным увеличением на 1–2 часа в день, в зависимости от поведения малыша.

            Наиболее эффективный режим привыкания:

  • 1-я неделя – 2 часа;

  • 2-я неделя – 4 часа;

  • 3-я неделя – ребенок остается на дневной сон.

     Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.

      Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. 

 

Условия, обеспечивающие успешное прохождение адаптации:

  • наличие постоянных воспитателей;

  • формирующиеся группы обеспечиваются помощниками воспитателей;

  • исключение перевода ребенка в другую группу;

  • сохранение в период адаптации привычных стереотипов поведения (способы кормления, укладывания спать, присутствие домашних вещей(игрушка, кружка, горшок и т.п.);

  • категорический запрет на кормление и укладывание спать ребенка без его желания, а также на проведение непривычных для малыша процедур (полоскание горла, чистка зубов, закаливающие процедуры);

  • организация игровой деятельности ближе к взрослому, в стороне от детей;

  • способ общения взрослого с ребенкм "лицом к лицу";

  • частые тактильные контакты(прикосновения, поглаживания, обнимания);

  • проведение режимных моментов под музыкальное сопровождение(зарядка,физкультурное занятие, отход ко сну, подъем и.т.п.);

  • привлечение детей к рисованию;

  • обеспечение состояния теплового комфорта. 

крохаII  МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ

ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

  

      С целью осуществления контроля за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации на каждого малыша заводится «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется воспитателями и медицинскими работниками.

 

Критерии наблюдения за адаптацией детей:

      1  Оценка эмоционально-поведенческих реакций:

  • снижение настроения,

  • социальные контакты,

  • игровая и познавательная деятельность,

  • выполнение дисциплинарных требований,

  • наличие агрессии, страха,

  • двигательная активность,

  • сон, аппетит.

      После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога. Контроль проводит воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников – 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ).

 

     2.    Выявление пограничных нервно-психических расстройств, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи) с помощью анкетирования родителей.

 

     3.   Отслеживание динамики нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится психологом 1 раз в неделю).

 

     4.    Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников – 1 раз в неделю.

 

     5.   Определение частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

 

     Старшая медицинская сестра ДОУ еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих

отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям – и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр.  

 

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ

 

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА РАННЕЕГО ВОЗРАСТА  В ДОУ

                                                                                                                                                             




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 17.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения